Зачекайте,
триває завантаження

Мудра Корова

Дякуємо, вашу пошту успішно додано.

Мудра корова кланяється

Мудра корова кланяється!

Дякуємо, вашу пошту успішно додано.

Мудра корова кланяється

Мудра корова кланяється!

Уотергейтский скандал идёт в кино

Пять фильмов, вдохновлённых журналистским крестовым походом

17 июня 1972 года в вашингтонском отеле «Уотергейт» были задержаны пятеро неизвестных. Незваные гости устанавливали прослушивающие устройства в штабе Джорджа Макговерна, который должен был представлять Демократическую партию на близящихся президентских выборах. «Конечно, это сделали республиканцы!» – воскликните вы то ли под впечатлением от злодейского амплуа Трампа, то ли просто зная, чем закончилась эта история. Но для американцев семидесятых это было вовсе не очевидно. Разразившийся Уотергейтский скандал и отставка Ричарда Никсона в 1974-м стали страшным ударом для страны, которой и так владели декадентские настроения по поводу затянувшейся войны во Вьетнаме. В кино тогда заявил о себе Новый Голливуд – целое поколение независимых кинематографистов, практически свободных от студийного влияния. С них и началась история Уотергейта на большом экране.

«Вся президентская рать» (1976), реж. Алан Дж. Пакула

СМИ в целом сделали весомый вклад Уотергейта, ключевую же роль сыграли два журналиста «TheWashingtonPost» Карл Бернстайн и Боб Вудворд. Эти двое расследовали Уотергейт и получали сведения от информатора с красноречивым прозвищем «Глубокая глотка» (отсылка на знаменитый фильм, который начал эпоху «порношика» и вышел в прокат всего за пять дней до проникновения в отель). В 2005-м, к слову, выяснилось, что информатором был аж целый заместитель главы ФБР, но речь, конечно же, не об этом. Работы Бернстайна и Вудворда в одночасье стали золотым эталоном журналистского расследования. В 1974-м репортёры выпускают роман «Вся президентская рать», которого бы могло и не случится без знаменитого актёра Роберта Редфорда.

Вудворд вспоминал, что именно вмешательство Редфорда сделало «Всю президентскую рать» историей расследования вместо рассказа об Уотергейте. Мало того, Редфорд ещё до окончания книги проявил интерес к приобретению прав на экранизацию, которая вышла в свет через два года. Сценарист «Всей президентской рати» Уильям Голдмен, впоследствие получивший «Оскар» за свою работу, вспоминал, что Вудворд очень помогал делу – Вудворд, но не Бернстайн. Частично из-за этого события фильма заканчивались раньше описанных в романе – впрочем, концепции это не навредило. «Вся президентская рать» могла бы и не снискать такого успеха, если бы не режиссёр Алан Дж. Пакула, для которого эта работа стала завершающей в «трилогии паранойи». Пакула придаёт истории фирменных нуарных тонов, которым фильм обязан высококлассным саспенсом.

Редфорд сыграл Вудворда, Бернстайн достался ДастинуХоффману, но из всего актёрского состава «Оскар» получил лишь Джейсон Робардс, воплотивший Бена Брэдли, главного редактора «TheWashingtonPost», который направляет молодых и горячих репортёров. Если это напомнило вам «В центре внимания», вы не ошиблись: обладатель «Оскара»–2016 сделан фактически по образу и подобию «Всей президентской рати». В целом длинные руки культового фильма можно отыскать практически в любом журналистском расследовании большого экрана. Вспомните хотя бы методичный до медитативности «Зодиак» Дэвида Финчера.

«Разговор» (1974), реж. Фрэнсис Форд Коппола

Роберту Редфорду пришлось дожидаться, пока Вудворд и Бернстайн окончат работу над своим детищем, а вот Коппола делал «Разговор» по собственному сценарию, да ещё и вооружившись всеми возможностями автора «Крёстного отца», так что руки его были развязаны. Формально этот фильм повествует вовсе не о Уотергейте, но фактически транслирует на экран ту атмосферу паранойи и разочарования, которые завладели в те годы многими умами. Главный герой фильма, виртуозно сыгранный Джином Хэкменом, занимается прослушкой и сходит с ума от тревожной подозрительности. Режиссёр скрашивает малоприятный образ внезапной симпатией к двум объектам наблюдения… и жестоко обманывает зрителя: совы Копполы – совсем не то, чем кажутся.

Как уже было сказано выше, фильм не имеет прямого отношения к Уотергейту, но не упомянуть его было бы серьёзным упущением: «Разговор» – в числе лучшего из того, что породила болезненная атмосфера лихорадящей Америки. Картина принесла Копполе первую Золотую пальмовую ветвь (вторую он получил за «Апокалипсис сегодня») и была номинирована на «Оскар», но уступила весьма достойному сопернику. Которым стала вторая часть «Крёстного отца» за авторством всё того же Копполы. Да уж, семидесятые воистину были его временем.  

«Никсон» (1995), реж. Оливер Стоун

Одного из худших президентов в истории США вспоминают куда чаще, чем пару из числа лучших журналистов. Одиозный Никсон со временем превратился в популярное карикатурное пугало, и серьёзный анализ его неоднозначной личности стал лишь вопросом времени. Оригинальную попытку предпринял культовый Роберт Олтмен в фильме «Тайная честь» (1984), где опальный президент (Филип Бейкер Холл), вооружившись пляхой виски и заряженным револьвером, на протяжении 90 минут исповедуется во всех грехах. Фильм Оливера Стоуна длится вдвое дольше и примерно в столько же раз демонизирует Никсона. Режиссёр даёт понять, что Уотергейт отыскал в лучшем случае половину распиханных по шкафам президентских скелетов, и намекает на популярную конспирологическую версию, согласно которой Никсон имеет отношение к смерти Джона Кеннеди.

Заглавную роль сыграл Энтони Хопкинс, который, кстати, в этом фильме впервые повстречал на экране Эда Харриса – их парочку можете помнить по «Миру Дикого запада». У харизматичного актёра за плечами на тот момент уже был Ганнибал Лектер, так что можете вообразить себе этого Никсона! Если вдруг Хопкинс чего не добрал, за него это сделал неистовый Оливер Стоун, традиционно бичующий Америку всеми доступными методами. На выходе имеем один из самых противоречивых портретов Никсона, для которого Уотергейт становится закономерной катастрофой в конце целой череды неудач. Что ж, единственную досрочную отставку президента за всю историю США везением назвать непросто.

«Фрост против Никсона» (2008), реж. Рон Ховард

Вновь центральной фигурой Уотергейтского скандала становится журналист. Правда, не Вудворд и не Бернстайн, а Дэвид Фрост, автор серии интервью, взятых у Никсона уже после его отставки. РонХовард, создатель «Игр разума», в перерывах между экранизациями творений Дэна Браун решил вновь обратиться к серьёзному кино и создал умную историческую драму с изрядной долей сарказма. Никсон здесь, не особо стесняясь, торгуется о стоимости интервью, а после в нетрезвом виде звонит Фросту и буквально изливает душу по телефону. К слову, в ходе этих встреч реальный Никсон признал своё участие в Уотергейте и попросил прощения за то, что «подвёл народ». И кто бы ещё справился с Никсоном, если бы не журналисты?

«Форрест Гамп» (1994), реж. Роберт Земекис + «Хранители» (2009), реж. Зак Снайдер

Да, эти фильмы вовсе не об Уотергейте, но кое-что их всё же объединяет: и «Форрест Гамп», и «Хранители» представляют исторический срез Америки, поданный в кратчайшие сроки. Форрест, как помните, становится фактическим инициатором скандала, а Роршарх во вступлении к «Хранителям» избивает Вудворда и Бернстайна, обеспечив Никсону таким образом… целых три президентских срока. Беглые упоминания в коммерческом кино свидетельствуют хотя бы о том, что Уотергейт окончательно обрёл статус маркера эпохи. Скандал и последующая отставка Никсона больше не ассоциируются непосредственно с депрессией – теперь это скорее часть фольклора, мифологема журналиста-защитника. Если Супермен стал писать для «TheDailyPlanet», удовлетворяя социальный запрос, имеющий место под конец 30-х, то Вудворд и Бернстайн сделались Суперменами по велению сердца. А Супермену всегда найдётся место на большом экране.

 

Автор: Лукьян Галкин